С раннего утра 20 мая в хуруле «Золотая обитель Будды Шакьямуни» для желающих держать пост Шаджин лама Калмыкии геше Тензин Чойдак дарует обеты от употребления алкоголя, табака и мяса на этот благословенный месяц – Ур Сар.

Согласно традиции тхеравады и древнеиндийскому лунному календарю в пятнадцатый лунный день этого месяца (в текущем году он приходится на 20 мая) в разное время Будда Шакьямуни совершил три великих деяния: родился, достиг Просветления и ушел в Паринирвану. Поэтому для буддистов это тройной праздник. По-тибетски этот день именуется Сага Дава Дучен.

В Калмыкии стало доброй традицией соблюдать в Ур Сар пост: не употреблять в пищу мясо, рыбу, яйца, брать на себя обеты – священные заповеди буддийской этики, тесно связаны с калмыцкой культурой и традициями. В месяц Ур Сар благоприятно обходить хурулы, ступы, совершать подношения нуждающимся или Сангхе, начитывать мантры, мантру Будды любви и сострадания Арьябалы (Авалокитешвары) «Ом Мани Падме Хум», избегать совершения десяти неблагих деяний, ведущих к неблагому рождению.

В это время все практикующие тибетский буддизм активно занимаются различными практиками и ритуалами, участвуют в медитациях, паломничают в священные буддийские места, организуют учения лам, молитвы, подношения, раздают милостыню и пищу нуждающимся и многое другое. Этот священный месяц нужно посвятить духовной практике и накапливать заслуги. Считается, что результаты благих деяний в дни, когда Будда совершил свои великие дела, увеличиваются в сто тысяч раз. В течение всего месяца желательно воздерживаться от употребления мяса и полностью исключить употребление спиртных напитков. Если не удается соблюдать вегетарианство на протяжении всего месяца, то, как правило, не едят мясо в первые 15 дней месяца, или хотя бы на 15-й день. Считается, что духовная практика, начатая в этот месяц, непременно завершится успехом и даст плоды – очистит карму и позволит сделать существенный шаг в духовном развитии. Также это время считается особенно благоприятным для очистительных практик. Самым важным временем месяца является пятнадцатый лунный день – когда Будда Шакьямуни достиг Просветления и ушел в Паринирвану.

У ойрат-калмыков и монголов смысл праздника Ур Сар связан с торжеством по случаю обновления природы, перехода с весенних пастбищ на летние, увеличения стад, обеспечения богатства и благополучия. Приуроченный к окончанию расплода скота и наступившему изобилию, он нередко отмечался с особой пышностью, при большом стечении народа. Так, в ставке калмыцкого хана Дондук-Даши в 1742 году на празднование Урс Сара собралось около пяти тысяч человек.

«Урюс Сар праздновался в день полнолуния первого летнего месяца, то есть примерно в мае, - пишет исследователь Э. П. Бакаева в своей книге «Буддизм в Калмыкии» (Элиста, 1994). – Это время года – самое красивое и зеленое в калмыцкой степи.

Общая символика калмыцкого праздника Ур Сар – плодородие и богатство во всех трех мирах: человеческом, животном и растительном. В обрядовых действиях переплелись различные культы и верования - солярный культ (кибитки переставляли входом на восток, церемония начиналась на рассвете), культ белого цвета и молочной пищи, Белого Старца (Цаган Аав), а также элементы шаманизма. Сочетаясь с буддийскими ритуалами, они составили единый комплекс праздника.

фото: https://www.mk-kalm.ru, https://riakalm.ru