В судьбе Даниила Нимгирова переплелись Европа и Азия. Настоящий калмык, продолжатель рода Нимгировых родился, живет, учится и творит в Санкт-Петербурге. Это единство двух разных традиций и произвело неизгладимое впечатление на жюри конкурса «Страна Света», в котором Даниил Нимгиров и Екатерина Ильина показали свою видеомэппинговую композицию «Джангар». Команда студента кафедры информационных технологий и компьютерного дизайна Санкт-Петербургского государственного института культуры Даниила Нимгирова заняла второе место. И немалая заслуга в этом земляков художника, активно голосовавших за композицию «Джангар».

Питерский калмык

Нимгировы – род творческих людей. Еще дедушка Даниила – Василий Тюрбеевич – в своё время перебрался в Ленинград, чтобы  поступить в Академию Художеств. После чего работал главным архитектором в Элисте.

«В творческом плане – я пошёл по его стопам, хоть и немного в другой сфере, – говорит наш собеседник. – По образованию я моушен-дизайнер. Начиная с первого курса университета, я стал плотно изучать то, где мои навыки могут пригодиться. Так я и узнал о видеомэппинге. Мэппинг – лишь одно из множества направлений моушен-дизайна, но его по праву можно считать сложнейшим. Поэтому до последнего времени я не рисковал, и не брал подобные проекты, хоть и было желание попробовать свои силы».

За два года работы моушен-дизайнером у Даниила  накопилось огромное количество проектов, однако большая их часть не загружена в сеть.

«Мне больше нравится публиковать те работы, которые я делаю «для души», отдельно от основной команды. Я, как и множество моих коллег по цеху, загружаю их на сайт Behance. Кто-то публикует свои работы в группах ВКонтакте или в Телеграме – так можно найти потенциальных заказчиков, или просто рассказать о себе, – говорит художник. – И вот когда я понял, что у меня стало достаточно навыков и времени для реализации видеомэппингового проекта такой сложности, я подал заявку на «Страну Света (конкурс современного медиаискусства, проходил в Санкт-Петербурге, в декабре 2023 года – Ред.)».

После подачи заявки начался выбор темы. Даниил и Екатерина искали то, что было бы интересно воплотить им самим, и то, что может затронуть привыкших к художественным изыскам питерцев.

«Поначалу я хотел делать что-то абстрактное, потому что толком не понимал, что именно я хочу рассказать. Но отец напомнил мне о книге, которая всё это время лежала у нас дома – «Джангар». У нас в доме множество интересных калмыцких книг. И когда мы с моей девушкой Екатериной начали подробно изучать «Джангар», мы поняли – это то, что надо, – рассказывает Даниил. – Конечно, невозможно вместить древний эпос в две минуты, но благодаря сценарным талантам Екатерины, мы смогли выделить и оформить несколько ярких отрывков произведения, и главный посыл – как через эпос «Джангар» передается национальный код, ключевые калмыцкие ценности, сквозь полотно времени, от поколения к поколению. Помимо нас, в команде ещё был звукорежиссер, который занимался саунд-дизайном, музыкой и сведением. А передать дух и настроение через озвучку нам помог актёр и режиссер дубляжа Всеволод Кузнецов».

Искусство света

Итак, все началось с идеи, которая потом начала обрастать «сценарными мышцами».

«Чем сильнее скелет идеи, чем вдумчивее творец подойдет к концепции, тем лучше, на мой взгляд, получится финальный результат. Поэтому и во время конкурса был отдельный отборочный этап с презентациями сценариев, – вспоминает наш собеседник. – С точки зрения технической реализации – может быть полная свобода творчества. Можно использовать разный софт, разные подходы к созданию – будь то 2D или 3D-графика, покадровая анимация и т.д. – всё зависит от желания художника. В нашем случае давалось 2 месяца на реализацию».

Зданием для проекций мэппинга был выбран Эрмитаж. Заметим, не первый раз. Соединить классические пропорции Эрмитажа с калмыцкой темой, на наш взгляд было очень дерзкой задумкой.

«При разработке мэппинга на архитектуру безусловно базой является здание, на которое будет проецироваться изображение. Конечно, можно сделать анимацию, которая никак не будет обыгрывать форму здания, но ведь главная фишка такого мэппинга – возможность объединить архитектуру и визуал! И когда художник учитывает форму постройки, дополняет её деталями – результат получается на голову выше и интереснее. Именно работа с объемами и формой здания является ключевой точкой архитектурного мэппинга», – рассказывает Даниил.

Еще одна важная составляющая мэппинга, по словам Нимгирова, – сценарий.

«Визуальное повествование требует очень внимательного отношения к структуре и драматургии. Во-первых, у нас есть ограничение по хронометражу, чаще всего мы работаем в коротких формах (2-3 минуты контента), во-вторых, нам необходимо без пространных объяснений, только языком визуальных образов, рассказать цельную историю, чтобы зритель понял наш замысел, – говорит собеседник. – Конечно, сам художник может быть одновременно и сценаристом, и режиссером, и исполнителем, такое встречается повсеместно. Екатерина, например, может справиться и с реализацией проекта, и с написанием сценария для него (по образованию она – театральный продюсер). На мой взгляд, сценарии у неё получаются интереснее и выразительнее, чем у меня. В общем, я бы назвал нас 3D-дженералистами, так как у нас есть необходимые навыки, позволяющие пройти весь процесс создания графики самостоятельно, от поиска референсов до финальной цветокоррекции».

По словам Даниила,  любой художник может попробовать себя в видеомэппинге. Конечно, для создания такого контента нужно иметь определённую базу: насмотренность, знание цвета и композиции, понимание объема здания и перспективы взгляда зрителя. Множество нюансов, которые проявляются уже во время работы над проектом. Тем не менее, методом проб и ошибок у каждого может получиться достойный результат.

«В музыке тоже существует всего 7 нот. Но при правильной комбинации может получаться неограниченное количество композиций. Так же и в мэппинге», – утверждает один из победителей конкурса «Страна Света».

Ну и последняя важная составляющая в мэппинге – зрители, на глазах которых рождается и существует  это искусство. Даниилу Нимгирову и Екатерине Ильиной повезло: различные калмыцкие новостные ресурсы и группы в интернете активно публиковали посты о мэппинг-проекте «Джангар». Количество просмотров композиции перевалило за 20 тысяч. Во многом благодаря этому команда Нимгирова вышла на второе место конкурса «Страна Света», за что и Даниил, и Екатерина выражают свою признательность.  

Остается только добавить, что мэппинг в России сейчас развивается очень активно. Помимо таких конкурсов, как «Страна Света» проводятся различные фестивали. Например, ежегодный «Intervals» в Нижнем Новгороде. В этом фестивале принимают участие как российские, так и зарубежные команды.

Фото: архив Даниила Нимгирова

Видео: конкурс медиаискусств «Страна Света»